Главная | Форум | Гостевая | | Регистрация | Вход
Меню
Категории
Мои файлы [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Друзья сайта
Главная » Файлы » Мои файлы

Артикуляционные упражнения
25.05.2013, 13:49

 

Большое спасибо Буденной Т.В. за подробное описание упражнений!

 

 

Упражнения для укрепления мышц языка, развития его точности, подвижности, гибкости

«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

 

 

 

 

 

«Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот нужно открывать всё шире.

 

 

 

«Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык  к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения рот нужно открывать всё шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

 

«Пощёлкать кончиком языка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движение медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

 

 

 

«Беззвучно пощёлкать кончиком языка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять движение медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

 

 

 

«Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

 

 «Моторчик»

Рот открыт. Язык приподнят к верхним передним зубам. Ребёнок произносит звук: «Д-д-д-д-д». Во время произнесения звука, чистым пальцем (мизинцем или указательным)  ритмично двигать вправо-влево. Следить, чтобы язык не опускался, звук [д] не терялся. 

 

 

  

 Упражнения для развития подъема и подвижности языка, укрепления его мышц 
 
«Наказать непослушный язычок»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются уголков рта.
 

 
«Лопаточка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы его края касались уголков рта. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывался далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
 
  • Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».

Если упражнение долго не удаётся, полезно помогать подниманию боковых краёв языка губами, надавливая ими на боковые края языка.

 

  • Желобок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

 

  • Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

  

  

Упражнения для выработки правильной, целенаправленной воздушной струи

  • Фокус»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

 
 
 
Упражнения для развития подвижности губ
 

  «Заборчик» – «Рупор» – «Трубочка»

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

 

 

Упражнения для развития подвижности, укрепления мышц языка

«Накажем непослушный язычок»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются уголков рта.
 
«Лопаточка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы его края касались уголков рта. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывался далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
 
«Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык  поднимается к носу и отпускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в)широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого нёба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

 
 
«Язык перешагивает через зубы»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних  зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении  упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы были неподвижны.
 
«Почистим зубы»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась.
 
«Горка», «Киска сердиться»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 

  • Катушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 

 

 Упражнение в произнесении звука  И

В игровой форме отрабатывается произнесение звука  И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С.

 

 

«Достать языком нос»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и отпустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 

«Достать языком подбородок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 

 

Упражнения для развития целенаправленной и сильной воздушной струи

 «Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щёки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

 

 «Подуть через трубочку»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закреплённую между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать её на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щёки не надувались.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: дети
Просмотров: 995 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа
Статистика


Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0