Амплификация развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования - обеспечение множественности различающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вариативность содержания образовательных программ - обеспечения разнообразия примерных основных образовательных программ.
Единство образовательного процесса - обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
Зона ближайшего развития - уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Комплексная образовательная программа - программа, направленная на разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках.
Контекст - наличие определенной ситуации, окружения, системы условий, определяющей смысл и значение того или иного явления.
Образовательная область - структурная единица содержания образования, представляющее определенное направление развития и образования детей.
Образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Парциальная образовательная программа - программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках.
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Преемственность основных образовательных программ - преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Психологическая диагностика - выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства - многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития - сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным в первую очередь взрослыми и другими детьми.
Специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителями предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект.
|