Методы исследования в дошкольной педагогике
Педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых научных знаний о закономерностях, структуре, механизмах организации образовательного процесса (В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров).
Метод исследования - это путь ведения исследования, совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение научно-исследовательских задач.
Методы сбора научной информации
Педагогическое наблюдение рассматривают как исходный метод исследования в дошкольной педагогике. данный метод является независимым при первичной ориентировке ученого в исследовательской проблеме. Поскольку метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в поведении ребенка, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Метод наблюдения позволяет описать поведенческую картину конкретного дошкольника, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях (М.П. Полякова).
Метод естественного эксперимента. Позволяет решить многие задачи, например выявить интересы дошкольников или их умение взаимодействовать в группе, проявить сочувствие и помощь сверстникам и взрослым.
В отличие от наблюдения, при котором исследователь занимает достаточно пассивную позицию, педагогический эксперимент позволяет стимулировать разнообразные реакции ребенка или создавать специальные условия для их проявления.
Метод опроса (беседа, интервьюирование, анкетирование). Беседа - это непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Достоинством беседы является то, что исследователь может учитывать эмоции, интонацию, пантомимику испытуемых, возникающие у них вопросы и суждения. Эти наблюдения дают дополнительный материал для понимания заинтересованности собеседников проблемой, их отношения к ней, осведомленности по той или иной теме, трудностей, которые возникают у педагогов, родителей, детей.
Структура педагогического исследования
1 этап - этап теоретического анализа.
2 этап - экспериментальный
3 этап - аналитический
4 этап - внедрение полученных результатов в практику дошкольного образования.